top of page
  • Фото автораFCRM

30 лет главной победе молдавского велоспорта – Париж-Рубе 1994

В апреле 2024 года исполняется 30 лет победе молдавского велосипедиста Андрея Чмиль в «монументальной» велогонке Париж-Рубе 1994. Это главное «золото» Молдовы на соревнованиях по велоспорту мирового уровня.




Велоспорт современной Республики Молдова,несмотря на достаточно яркую историю со времен МССР, находится на этапе своего становления и развития. Новое поколение велосипедистов только начинает свой путь на международной арене, стараясь завоевать титулы и статусы чемпионов, чтобы принять участие в главных соревнованиях среди велогонщиков – пяти «монументальных» классических шоссейных гонках.


К ним относятся:


1.       Милан-Сан-Ремо (с 1907 года, проводится в середине марта)

2.       Тур Фландрии (с 1913 года, начало апреля)

3.       Париж-Рубе (с 1896 года, начало апреля)

4.       Льеж-Бастонь-Льеж (с 1892 года, конец апреля)

5.       Джиро ди Ломбардия (с 1905 года, середина октября)


Эти гонки считаются самыми престижными соревнованиями, только участие в которых является показателем высокого уровня подготовки спортсмена. А победа – это высшая награда для велогонщика и страны, которую он представляет.


В этом году в апреле исполняется 30 лет с момента, когда Республика Молдова смогла получить «булыжник победителя» на гонке Париж-Рубе 1994 благодаря мастерству, высокому уровню подготовки и упорству самого знаменитого велогонщика нашей страны – Андрея Чмиль. Это не просто победа молдавского велогонщика, это уникальное событие для всех велосипедистов восточных стран. Потому что Андрей Чмиль стал первым и на данный момент единственным победителем гонки Париж-Рубе, кто представлял не западные страны, а страну восточной Европы.


Гонка Париж-Рубе является третьим по счету велосипедным соревнованием, относящейся к так называемым «Велосипедным Монументам». Несмотря на название, с 1968 года ее старт находится в 60 км от Парижа – в городе Компьене.Дистанция гонки в 2024 году составляет 260 км и включает в себя 29 булыжных секторов общей протяженностью около 55 км. Каждый сектор имеет свой уровень сложности, поэтому люди могут заранее решить, где именно они хотят наблюдать за гонкой. Апофеозом всему является финиш, который проходит на велодроме города Рубе, стадион которого вмещает до 10000 человек. Трибуны, вип-сектора и даже прямая возможность выйти прямо на траву и присутствовать, аплодировать и наблюдать за чемпионом или за спортсменами, которые заканчивают гонку и идут на церемонию награждения делает финал гонки максимально ярким и впечатляющим.




«Для европейского гражданина, для француза, бельгийца и тех же самых итальянцев, которые непосредственно связаны с велосипедным спортом, это грандиозное событие и это событие, которое является не только спортивным мероприятием, где соревнуются самые сильные, самые быстрые и самые мужественные велосипедисты. Это точно так же и культурно-массовые мероприятия, которые ждут люди. Ведь для них это возможность не просто наблюдать, а быть частью этого события, переезжать от сектора к сектору и наблюдать самые острые моменты», - говорит Андрей Чмиль.


В 1994 году длина маршрута составляла 270 км, а протяженность 23-х участков с брусчаткой доходила до 63 км. Это была очень тяжелая гонка. И хотя все спортсмены готовы к тому, что их ждет так называемый «Северный ад» (неофициальное название гонки), апрельская погода внесла свои коррективы и усложнила участие в несколько раз.


«Первое воскресенье апреля оно всегда преподносит свои сюрпризы и в тот день сюрприз, к сожалению, был на старте. Шел легкий снег, перемешанный с интенсивными каплями дождя. Дождь сам по себе превращает гонку в соревнованиях мужественных и храбрых, а принимая во внимание, что это был Париж-Рубе со своими 23 секторами булыги, такая погода выводила эти соревнования за уровень велосипедных соревнований как таковых и превращала их во что-то сверхъестественное», - Андрей Чмиль вспоминает тот день в ярких красках, насколько это возможно, если учесть серость погоды и понимание того, что предстояло пройти спортсменам.


«Мы стояли все в ожидании чего-то сверхъестественного, зная о сложности этой гонки, зная о том, что каждый будет предоставлен самому себе, и эти булыжные участки преподнесут всем в этой велосипедной гонке соответствующее сюрпризы. Очень скользкая дорога, спрятанные под лужами ямы, глубокие ямы, которые можно объехать, когда ты их видишь, грязь в глаза, замерзшие мускулы, холод. Это никого не пугало, потому что это является составной частью велосипедного спорта. И мы все стояли на старте красивые и чистенькие, одетые в соответствующую одежду, защищающую на протяжении какого-то времени туловища от холода, в ожидании стартового выстрела…»




Обычно первые 100 км группа всегда проезжает, проезжает компактно, не считая отрыва, который уезжает. Но первый сектор, который сам по себе является достаточно сложным и достаточно длинным, имеет не очень хорошую славу. Дело в том, что на этом участке велосипедисты заезжают с широкой дороги на узкую. А в это время поклонники данной гонки и любители ярких падений поливают этот участок водой и стоят вдоль дороги с растяжками, которые гласят: «Добро пожаловать в ад». Они ждут велосипедистов, предвкушая, возможный завал из огромного количества спортсменов.


«И вот мы стартанули. Первые 100 км — это нормальная дорога, которая поворачивает направо, налево, вверх вниз и где меняется направление ветра. И как бы там ни казалось, что основная сложность начинается после 100 км, необходимо находиться впереди для того, чтобы избежать завалов. Ну и самое главное, контролировать гонку и, по возможности, если такая представится, не пропустить большой отрыв, который у нас и организовался где-то на 60-м километре со старта. Мы уехали вперед и достаточно спокойно, без особого ажиотажа начали проезжать булыжные сектора. Потому что, когда по большой широкой дороге, которая имеет, как минимум наверно 20 м в ширину едет группа из 270 человек, и они знают, что через какое-то время им нужно будет повернуть направо или налево в зависимости от места нахождения этого сектора, и дорога из 20 м превращается в узкую булыжную тропинку шириной, ну максимум в 3 метра. Вы можете себе представить, до какой степени поднимается ажиотаж. Каждый считает, что вот именно этот участок будет важный, поэтому ему нужно быть впереди. 22 команды это как минимум 22 лидера. Это как у каждого лидера есть свой помощник, это 44 человека, может быть, даже и больше, которые борются за то, чтобы первыми заехать. Первым заехать на этот участок из двадцатиметровой по ширине дороги необходимо быть впереди для того, чтобы сузиться и залезть в горлышко от бутылки, которое всего на всего 3 метра».




На протяжении гонки погода менялась через каждые 20 или 30 км. Спортсменам пришлось ехать в снег, в дождь, по сухой дороге, по грязи.


«В тот день я упал без каких-либо последствий 4 раза. Хотя, обычно падая на булыге все болячки и ссадины умножаются на два. Вообще, то, что происходит на Париж-Рубе в дождь, если вдруг вам повезло не ударился головой об булыжник или плечом или коленом на выступающей угол какого-нибудь хорошо замаскированного булыжного камня, то в принципе можно отделаться просто лёгкими ушибами и синяками, которые у тебя выплывут на следующий день. Точно так же, как и суставы на пальцах, ладони, ноги, колени это всё выходят на следующий день, когда ты просыпаешься, человек чувствует, как будто его забросили в сушильный барабан или просто пропустили через какую-то мясорубку, потому что на следующий день ужасно болит всё, начиная от корней волос, заканчивая ногтями на ногах». Впрочем, любое спортивное соревнование сопряжено с травмами и перенапряжением. Но Париж-Рубе не зря называют «Северным адом», пройдя который сложно не ощутить последствий. Но каждый километр, каждый булыжник, каждый поворот и каждое падение стоят того, чтобы стать первым.




«Я уехал в отрыв за 62 километра до финиша, и как потом оказалось, установил рекорд гонки по длине победного отрыва. Рекорд индивидуального отрыва, который доехал до победы, принадлежал знаменитому итальянскому велосипедисту Фаусто Коппи. У него было 57 км. Я проехал 62». Учитывая, что это была 91 гонка, а подобных рекордов было на тот момент три или четыре, то, что сделал гонщик действительно впечатляет.




Последние 60 км трассы — это так называемое «начало финала». Чтобы пройти это расстояние спортсменам необходимо примерно полтора часа езды. это полтора часа езды. На этом промежутку желания уходить в отрыв уже ни у кого не было. И к финишу стремились где-то 11 человек. Разумеется, были и атаки для того, чтобы позлить конкурентов. «Я ускорился и сказал себе, что буду ехать, не оборачиваясь до какого-то дерева. И я так и сделал, уехал, не смотрел назад. А когда доехал до дерева и обернулся, то оказалось, что за мной никто не поехал. В какой-то момент я даже подумал вернуться обратно в группу. Но я представил, какое грандиозное количество спортсменов использует сумасшедшие усилия для того, чтобы уехать в отрыв. И было бы, конечно, глупо и выглядело бы очень смешно, особенно с профессиональной точки зрения, если бы вдруг я бы отказался и вернулся обратно. Поэтому я решил ехать дальше. В какой-то момент отрыв между мной и первой группой составляла около 2 минут. После чего команда противников устроила за мной преследование. Они привезли своего лидера на расстояние одной минуты и на очередном участке булыжника он бросился догонять меня. Это был Йохан Мюзеув – мой главный конкурент и противник на протяжении 10 лет спортивных соревнований».




Апрельский дождь, снег, низкая температура и тяжелейшие условия на дороге в сочетании с усталость, которая прибавлялась с каждым километров, только подтверждали неофициальное название гонки, ставшей самым знаменательным событием для молдавского велоспорта и велосипедиста Андрея Чмиль: «Дорога была до такой степени скользкая, что падали не только велосипедисты, не только машины съезжали с трассы, но падали точно так же и мотоциклисты. Мотоциклисты, которые сопровождали гонку, которые везли фотографов. И вот я заезжаю на булыжный участок, где еду впереди за мной в 40 секундах пытается догнать меня Мюзеув, передо мной падает мотоциклист. Машины останавливаются. Я останавливаюсь, ставлю ногу на землю чтобы не упасть, потом стартую по новой, и когда я выехал с этого булыжного участка, Мюзеув ехал за мной в 18 секундах. И здесь началось самое интересное. У нас началась прямая дуэль, он ехал за мной и не мог меня догнать, а я делал всё для того, чтобы меня не догнал. И эта наша дуэль вошла в историю Париж-Рубе. Догнать он меня не догнал. Сначала было 18, потом 19, потом 20 секунд. И я уехал, и оставшиеся 30 километрах это было триумфальное шествие молдавского велосипедиста к победе в исторической велогонке, которая проводилась в 91 раз».




В этом году Андрей Чмиль приглашен в качестве почетного гостя и юбилейного победителя на гонку Париж-Рубе 2024, которая пройдет 7 апреля. 121-й выпуск гонки немного отличается по своим показателям от того, что было в 1994 году, потому что ежегодно меняются состояния дороги, увеличиваются или сокращаются булыжные участки. Конечно же, каждый год начало апреля – это непредсказуемая погода. Что будет в этом году? Мы узнаем в первое воскресенье апреля. Но что будет наверняка – это то, что всем участникам предстоит пройти «Северный ад» и показать свои самые сильные стороны, представляя свою страну, как это сделал 30 лет назад Андрей Чмиль.




429 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page